«Индустрия 4.0» или «Четвертая промышленная революция» — это интеграция звеньев промышленной производственной цепи с применением «новейших информационных и коммуникационных технологий». В отличие от автоматизированного производства (англ. — Computer-integrated Manufacturing, предыдущего этапа развития промышленности, именуемого теперь как «Индустрия 3.0») – центральным элементом в функционировании производственных систем становятся Интернет технологии, обеспечивающие коммуникации между людьми, машинами и продуктами.
«Индустрия 4.0» — собирательное понятие, охватывающее ряд современных технологий связанных с автоматизацией, обменом данных и производства. Оно определено как набор технологий и концепций для организации цепи создания стоимости, объединяющий «Киберфизические системы» (Cyber-phisical systems, СPS), «Интернет вещей» (Internet of things, IoT) и «Интернет сервисов» (Internet of Services, IoS).
Индустрия 4.0 определяет видение и принципы функционирования «Умного Предприятия». Такое предприятие использует модульную структуру, киберфизические системы контролируют физические процессы, создавая своеобразную виртуальную копию реального мира, и принимают децентрализованные решения. Посредством Интернета вещей киберфизические системы соединяются и взаимодействуют друг с другом и людьми в реальном времени. Посредством Интернета сервисов, внутренние и сторонние сервисы выбираются и утилизируются участниками цепи создания стоимости.
История промышленных революций:
Основные принципы «Индустрия 4.0», определяющие функционирование предприятия:
Интероперабельность (функциональная совместимость): способность машин, устройств, датчиков и людей обмениваться информацией и взаимодействовать друг с другом посредством Интернета вещей
Информационная прозрачность: способность информационных систем создавать виртуальные копии физического мира, дополняя цифровые модели функционирования предприятия данными поступающими от различных сенсоров. Это требует вложение исходных данных, получаемых от примитивных устройств в информационный контекст более высокого уровня (представляющий ценность в обработанном виде).
Техническое сопровождение: во-первых, — способность систем ассистировать человека в принятии обоснованных решений и решении срочных проблем в короткий срок посредством обработки, агрегации и визуализации исходных данных. Во-вторых, способность киберфизических систем взять на себя часть задач, решение которых человеком слишком неэффективно, трудозатратно или недостоверно.
Децентрализация принятия решений: способность киберфизических систем самостоятельно принимать решения, требуемых для выполнения задач автономно, насколько это возможно. Решение должно делегироваться на более высокий уровень только в исключительных ситуациях, связанных с перекрестной зависимостью или конфликтом в целях и задачах.
История возникновения термина:
Впервые понятие прозвучало на международной промышленной выставке в Ганновере (Hannover Messe) в 2011 г. В 2012 -2013 гг. создана Рабочая Группа из представителей производственных корпораций (например Bosch, Acatech), основной задачей которой является разработка для федерального правительства Германии рекомендаций и программы трансформации производственных предприятий согласно принципам Индустрии 4.0, как основы конкурентоспособности и защищенности.